"О МЕСТНОМ САМОУПРАВ..." Часть 4
ГЛАВНАЯ Назад... Наши услуги Пишите нам! Гостевая книга
Часть 4 "Кто дедушку кормить будет..."

Безуспешные попытки сторонников реорганизации ныне действующей распределительно-уравнительной пенсионной системы доказать на самом высшем уровне её горячим поклонникам насущную необходимость реформирования этой системы и перехода к принципиально иной, накопительной пенсионной модели, очевидные преимущества которой, как наиболее удачной схемы гарантированной государством социальной защиты населения не только в старости, но и во всех случаях утраты трудоспособности, доказаны на практике во многих высокоразвитых странах, свидетельствуют только о том, что классики марксизма-ленинизма были правы: когда идея овладевает массами, это, конечно, серьезно, но если она овладела немногими теми, кто у самого края глубокой финансовой лоханки регулирует доступ к ней, то это уже, можно смело сказать, гиблое дело. Им реформаторы говорят: вы же поймите, "возможности действующей в России распределительной государственной пенсионной системы, в рамках которой сегодняшнее поколение работающих за счет отчислений от их доходов обеспечивает нынешнее поколение пенсионеров, практически исчерпаны". А те отмахиваются проверенным аргументом: ничего, мол, страшного, зато это нам "дает возможность начать выплату пенсий сразу и может быть использован в отношении лиц предпенсионного возраста и пенсионеров" И кроме того, отмахиваются от назойливых реформаторов распределители много миллиардных средств ПФ РФ, "экономические преимущества этого принципа заключается в том, что финансирование пенсий по старости за счет текущих взносов является единственной эффективной формой защиты пенсий от всех видов инфляции". Последнее возражение надо признать наиболее весомым и эффективным в арсенале антиреформенных контраргументов, коими располагают адепты действующей системы. Дело в том, что народу не надо подробно объяснять, как это грустно, когда накопленные где-то на счетах, тоже, кстати, гарантированных якобы государством, в один миг исчезают собранные стариками по крохам за долгие годы, как их в народе без обиняков называют, "смертные" и "гробовые" денежки. А реформаторы пенсионной системы, как утверждают их критики, предлагают опять что-то где-то накапливать, но уже всю пенсию, представляете? Т о есть они же ставят под угрозу инфляции саму старость, а значит и возможность как-то существовать на закате жизни. Вот в чем вопрос! А вопрос, конечно, не в этом. Ныне действующие схема финансирования пенсионного обеспечения за счет текущих расходов не в меньше, а в больше степени подвержена инфляции, но инфляции "политической", а значит, не предсказуемой и никак, и никем не регламентированной, поскольку непосредственно зависит от проводимого в данное время правящим режимом курса. Вот где зарыт корень "зла", который для распорядителей ПФ является неиссякаемым источником радости и вдохновения. Во-первых, это огромные финансовые средства. И ни для кого не секрет, что ими действующая ныне власть распоряжается исключительно по своему усмотрению, вопреки изначальному замыслу, заложенному в основание Пенсионного Фонда в соответствии с Законом "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г., который задумывался именно как фонд страховой, с собственной, обособленной от госбюджета, финансовой основой. Суть положенных в его фундамент страховых идей прозрачна и понятна даже непосвященным : - каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному (принудительному) пенсионному страхованию независимо от его воли и работодателя; - все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются законом и не могут меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями правительства; - реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы; - средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей. Так должно было быть по замыслу. В реальности же, закон оставался страховым очень недолго. Уже с 1993 г. в него стали вносить поправки, изменяющие в корне изначальную суть. Из них принципиально антизаконное "нововведение" - Пенсионный фонд подчинили правительству и Минфину, его средства стали расходоваться на выплату нестраховых пенсий - инвалидам войны, семьям погибших военнослужащих и т. п., отсюда же берут средства на компенсационные выплаты трудоспособным лицам, которые ухаживают за нетрудоспособными, здесь же находят источники финансирования помпезности и "масштабности", когда планируется с размахом отметить на празднование памятных дат Великой отечественной войны, и уж совершенно непонятно, почему опять же из Пенсионного Фонда компенсируют расходы на погребение умерших пенсионеров и членов их семей, а также на доставку и пересылку пенсий. В обстановке "строгой секретности" произошла подмена принципов социальных гарантий: вместо того чтобы ограничить число лиц, имеющих право на получение пенсии, замещающей утраченный заработок в связи с потерей трудоспособности, пенсионные средства распылялись и распыляются безадресно, без учета реального вклада в пенсионную систему. Ну что же, уравниловка у нас с испокон веков в сознании масс ассоциировалась с "социальной справедливостью". На том стоим: "Отнять и разделить"! Вот вам и основополагающий принцип, действующей ныне пенсионной системы. Как разделить? А не волнуйтесь, заявляют власти, мы-то уж получше всякого там знаем, кому чего и сколько положено и по старости, и по стажу, и по инвалидности, и в связи с утратой кормильца, и во всех прочих случаях. И это дает возможности власти манипулировать общественным сознанием, выступая всякий раз, когда того требует политическая ситуация, с "новой" пенсионной инициативой, дабы привлечь на свою сторону голоса престарелого населения. А надобно отметить, что избиратели-пенсионеры - были и остаются пока наиболее активной, а стало быть, и решающей исход любых выборов частью электоральной массы. Именно поэтому "пенсионную наживку" и превратили в один из инструментов предвыборных технологий. И не с той ли целью сегодня у нас узаконили боле 250 привилегированных категорий пенсионеров? Это очень, согласитесь, удобно, ибо позволяет манипулировать уже целыми группами, причем, не рядовых, а авторитетных и весьма влиятельных в обществе избирателей, применяя старый, как мир, принцип - разделяй и властвуй. При том никому и дела нет, что превращение пенсии в льготу лишает ее первоначального смысла. А для многих льготников пенсия превратилась в существенный источник доходов, хотя прямое предназначение пенсионных выплат - компенсация человеку, утратившему трудоспособность по возрасту или по состоянию здоровья. И вы, спросим реформаторов, хотите изменить существующий порядок вещей? Вы же обратите внимание на еще одну характерную особенность действующей пенсионной система РФ - многие категории работников и целые регионы при таком порядке сориентированы на увеличение пенсионных льгот, и это стремление, похоже, мало того, что естественно, но и по природе своей неистребимо. Со своей стороны, законодатели с удовольствием, а зачастую, и не столь уж бескорыстно "потакают" этому природному желанию своих избирателей , и вносят в закон "О государственных пенсиях" множество изменений, которые значительно расширяет круг лиц, пользующихся льготами при начислении пенсии. Подобные новации не только не побуждают работодателей и работников к регулярной и в полном объеме уплате страховых взносов в ПФ, но, напротив, способствуют уклонению от нее. Ведь пенсионное обеспечение работников все меньше зависит от размера страховых взносов. Отсюда и встречные инициативы с мест - все активно ищут и находят способы сокрытия истинных размеров зарплаты, хотя бы с помощью бартера и "черного нала". И опять вопрос реформаторам: так что же, вы хотите лишить людей удовольствия обманывать родное государство с его же ведома? Во всяком случае, с молчаливого согласия, поскольку только младенец не ведает о тех многочисленных и, как говаривал Великий комбинатор, "довольно честных" способах мнимого уменьшения фонда оплаты труда, дабы до минимума снизить отчисления в пенсионный фонд. А зачем, действительно, напрягаться, если в итоге все равно пенсию всем дадут и она у каждого будет ровно такая же, как и у всех? Любопытно сразу здесь отметить, что предлагаемая пенсионная реформа нанесет сокрушительный удар и по "бартеру", и по "черному налу", ибо сама эта идея напрочь исключает даже возможность махинаций. Сущность накопительного принципа проста: работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление. Вот и всё! Ты работаешь, зарабатываешь и откладываешь себе на пенсию в старости. И тебе просто нет смысла обманывать сейчас самого себя потом. Начало реформы пенсионного обеспечения датируется 7 августа 1995 г., когда вышло постановление правительства "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" Ч 790. В соответствии с "Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения" в нашей стране должна быть создана трехуровневая пенсионная система. Первый уровень - базовая пенсия, предоставляемая всем гражданам при наступлении инвалидности или достижении установленного возраста независимо от трудового стажа, назначаемая в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера и степени трудоспособности. Предполагается, что работающим она не будет назначаться и выплачиваться. Второй уровень - трудовая пенсия, размер которой зависит от трудового (страхового) стажа и заработка. Все будущие пенсионеры должны иметь одинаковые обязанности по ее финансированию и одинаковые права относительно условий ее назначения и размеров - без каких-либо исключений и льгот. Стаж должен влиять на величину трудовой пенсии только в связи с продолжительностью уплаты страховых взносов. Третий уровень - негосударственная пенсия, которая рассматривается как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях. Однако становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем считается приоритетной задачей. Обязательная накопительная система охватит всех работающих по найму. Предполагается, что работники от 30 до 40 лет смогут выбирать между пенсией по нынешним нормам и частичным включением в накопительную систему, которое даст им прибавку к государственной пенсии порядка 15-20 % от их средней зарплаты. Граждане старше 40 лет категорически не приемлются в качестве участников реформы. Они по-прежнему будут платить взносы в ПФР. Специалисты отмечают следующие преимущества накопительной пенсионной системы: - не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста; - обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления; - позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику; - сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование. Практически все страны Центральной и Восточной Европы рассматривают или уже начали переход к накопительной системе. Первой была Латвия, которая внедрила накопительную систему сравнительно недавно, к ней присоединились Польша и Венгрия, которые уже провели соответствующие решения через парламент. Аналогичные подходы рассматривают Словения, Хорватия, Словакия, приступили к очень внимательному решению этой проблемы Болгария и Румыния. Опыт, например, Нидерландов в этом отношении, наравне с чилийским, представляется чрезвычайно интересным. В Нидерландах имеется одна система обязательного пенсионного страхования, которая охватывает всех проживающих в стране лиц в возрасте от 15 до 65 лет. Право на пенсию по старости по данной системе имеют все лица, достигшие 65 лет независимо от пола, характера и вида занятости. Система финансируется за счет текущих страховых взносов, установленных в процентах к доходу занятых лиц, которые собираются работодателями с работающих по найму лиц и передаются в налоговые органы. Налоговые органы перечисляют собранные средства в Банк социального страхования, который осуществляет выплату пенсий. Законодательством установлена предельная величина страхового тарифа, которая составляет 18,25%. Законодательством также предусматривается, что дефицит пенсионной системы, который может быть вызван указанным ограничением, должен покрываться за счет правительства. С неработающих лиц взносы не взимаются. Они, однако, как и все проживающие в стране лица, приобретают пенсионные права в объеме 2% полной пенсии за каждый год проживания в стране. Для приобретения права на полную пенсию требуется 50 лет проживания в стране. В тех случаях, когда проживающие в стране лица имеют доходы, но отказываются уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование, и налоговые органы не имеют возможности собрать с них взносы, размер полной пенсии снижается на 2% за каждый год неуплаты взносов. Банк социального страхования ведет учет всех лиц, которые когда-либо не уплачивали взносы. Размер полной пенсии для пенсионера, состоящего в браке или проживающего совместно с "партнером", составляет 50% чистой (после вычета налогов) минимальной заработной платы. Это означает, что супружеская пара, состоящая из двух лиц старше 65 лет, получает 100% чистой минимальной заработной платы. Для одинокого пенсионера размер пенсии составляет 70% минимальной заработной платы. Для одинокого пенсионера, имеющего ребенка в возрасте до 18 лет, размер пенсии равен 90% минимальной заработной платы. Дополнительно к пенсиям выплачивается ежегодное пособие на отдых, составляющее 8% годовой суммы пенсии. Для пенсионера, проживающего с партнером моложе 65 лет, предусмотрена надбавка в размере 50% минимальной заработной платы. При этом, однако, доход партнера, связанный с трудовой деятельностью, из указанной надбавки вычитается. С 2015 года данная надбавка отменяется. Ожидается, что после 2014 г. лица, достигшие 65 лет и проживающие с более молодым партнером, не имеющим доходов, должны предпринять собственные меры, заполняющие указанный "пробел". Проблемы, связанные со старением населения и перспективами перехода на накопительные принципы финансирования пенсий по системе обязательного пенсионного страхования, как и в других странах, в Нидерландах широко обсуждались. В результате в стране пришли к выводу о том, что если солидарный (распределительный) принцип финансирования пенсий является очень чувствительным к демографическим изменениям, то накопительный принцип - к инфляционным процессам. Профессиональные пенсии в Нидерландах рассматриваются как одна из форм оплаты труда. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, осуществляемого в рамках этого уклада, являются предметом переговоров, касающихся условий труда, между социальными партнерами (работниками и работодателями). Закон о пенсионных и накопительных фондах содержит важные гарантии в этом отношении. Одна из таких гарантий состоит в том, что пенсионные взносы не должны использоваться в компании работодателя. В связи с этим работодатель должен или заключить контракт со страховой компанией (прямое страхование), или создать пенсионный фонд компании, или присоединиться к отраслевому пенсионному фонду. Сила профессиональных союзов, участвующих в переговорах, часто является решающим фактором в отношении того, каким образом пенсионная программа будет осуществляться. Если профсоюз является слабым, то наиболее вероятным исходом переговоров будет то, что пенсионная программа станет осуществляться либо страховой компанией, либо пенсионным фондом компании. При сильном профсоюзе имеется наибольшая вероятность того, что будет создана пенсионная программа для всей отрасли экономики, которая будет осуществляться отраслевым пенсионным фондом. Пенсионная программа является составной частью основных положений условий труда, закрепленных в трудовом (возможно, коллективном) договоре. Из стран СНГ радикальную пенсионную реформу начал Казахстан - на сегодня самое прогрессивное в пенсионном плане государство бывшего СССР. Они жестко следуют чилийскому образцу. С 1 января 1998 года все граждане начинают перечислять деньги в накопительную систему, и даже пенсионеры, которые выйдут на пенсию через год-два, будут получать пенсию из накопительной системы. Российский вариант при любых комбинациях будет гораздо более плавным, поэтапным. Но альтернативы у нас нет И последнее. Социологи провели опрос по некоторым аспектам обсуждаемой здесь темы. Респондентам был задан вопрос: "Как вы считаете, накопительные счета для пенсионеров гарантируют что-либо?". И вот что интересно. Вряд ли стоит удивляться тому, что половина опрошенных пенсионеров ответили, что эта система гарантирует им "нищенское, унизительное существование". Кстати, 42 процента работающих, по данным опроса, считают точно так же. Но всё же более, чем треть населения страны "затрудняется ответить" на прямо поставленный вопрос. О чем это говорит? Об очень слабой работе сторонников реформ в части пропаганды идей пенсионной реформы на основе внедрения многоуровневой системы с накопительнвм пенсионным счетом. Практически, простые люди об этом либо только что-то слышали краем уха, либо не слышали вовсе. Как в таких условиях можно опираться на поддержку населения? А в это время противники реформ стараются вовсю, создавая самый благоприятный для себя общественный климат. Да и много ли надо тут стараться, чтобы затюканный до неприличия народ наш, совковый уравнительный менталитет которого неистребим, поверил официальной пропаганде? Но мы неизбежно и сообща придем-таки к пониманию очевидного: обязанность государства по обеспечению пожилых граждан состоит и в том, чтобы убедить людей предпринимать и собственные усилия для обеспечения в старости и меньше зависеть от государственной благотворительности.



Hosted by uCoz